250 лет в России

250 Jahre in Russland

 

Георгий Раушенбах

 

250 лет в России

В этом году многие потомки немецких колонистов могут праздновать юбилейные даты, ведь в 1766 г. в Россию прибыло не менее 70% всех переселенцев «Екатерининского призыва». 16 августа 1766 г. (по старому стилю, по новому в 1766 г. было 27 августа) в Кронштадт пришла шведская шнява «Принц Карл», шкипером ее был Кристофер Лоссер. Выйдя из Любека за полмесяца до того, она доставила в Россию 354 человека. В известной книге И. Плеве «Списки колонистов, прибывших в Россию в 1766 г.» этого рейса нет, однако список его пассажиров удалось реконструировать, используя архивные документы. Подробнее об этом можно прочитать в нашей книге «Переселение немецких колонистов в Россию в 1766 г.» (см. http://www.rauschenbach.ru/ru/pereselenie-nemeckih-kolonistov-v-rossiyu-...). Мы предполагали, что основатель рода российских Раушенбахов, Карл Фридрих Раушенбах, прибыл именно этим рейсом с женой Софией Фредерикой.

Недавно удалось обнаружить «потерянный» список пассажиров «Принца Карла» и наши предположения полностью подтвердились. Итак, мы можем праздновать 250-летие российской ветви нашего рода! Не совсем понятно, правда, в какой день: то ли 16 августа по юлианскому календарю - 29 августа по новому стилю 2016 г., то ли 27 августа. Но можно праздновать и все три дня с 27 по 29 августа, масштаб события позволяет.

О нашем предке-первопоселенце известно очень мало, мы располагаем всего лишь пятью документами:

- запись о крещении в Николайкирхе (Лейпциг, 18.04.1744);

- запись о венчании в Мариенкирхе (Рослау, 26.06.1766);

- список пассажиров «Принца Карла» (Ораниенбаум, август 1766);

- транспортный список 3-го отряда поручика Дитмара (Саратов, осень 1767) ;

- ревизия 1767 г. по колонии Нидермонжу (Нидермонжу, ноябрь-декабрь 1767).

Первый из документов особенно интересен составом крестных, среди которых видим представителей весьма почтенных и известных семей славного города Лейпцига (см. http://www.rauschenbach.ru/ru/ocherk-istorii-rossiyskih-raushenbahov).

Второй документ по-походному краток и не содержит даже обычных для подобной записи сведений о родителях браковенчающихся (см. http://www.rauschenbach.ru/sites/default/files/aff_12_4_rauschenbach_ansicht.pdf). Понятно, венчались на чужбине, да еще надо было успеть пропустить за день не одну пару отъезжающих колонистов.

Третий документ мог быть более подробным. Обычно Иван (Иоганн) Кульберг, титулярный советник и переводчик Канцелярии Опекунства иностранных при Сенате, указывал ценные для нас данные о колонисте: вероисповедание, место выхода, профессия. Здесь ничего этого нет. Наш предок для краткости назван просто Фридрихом, жена его – Софией. И никаких подробностей. Полагаем, что Кульберг не успевал опросить пассажиров «Принца Карла» до отхода транспорта на Волгу и удовольствовался кратким списком, который передал ему доверенный Борегарда. Всего в нем 350 человек, все они колонисты вызова барона Борегарда.

spisok-reysa-67-650.jpg

Хотя о прибытии судна Кульберг рапортовал еще 17 августа, список был отправлен им в Канцелярию месяцем позже. К этому времени наши предки уже были на марше к месту поселения, двигаясь по Неве к Шлиссельбургу. Командиром их транспорта был поручик Суздальского пехотного полка Людвиг фон Дитмар. Путь был долгим, он проходил через Шлиссельбург, Ладогу и Важинский погост, находящийся при впадении реки Важинки в Свирь. Двигаясь по Свири до Онежского озера, транспорт должен был повернуть затем к югу и по Вытегре и Ковже добраться до озера Белого. В районе Белого озера колонисты зимовали до весеннего ледохода, а потом по Шексне добирались до Рыбнослободской пристани (нынешнего Рыбинска). Оттуда начинался путь по Волге до Саратова.

transportdt3-650.jpg

В транпортном списке, словно скопированном со списка Кульберга, видим немногим больше. Указано, что оба супруга – лютеране (Evangelisch), об этом свидетельствуют единички в четвертом столбце. А единички в седьмом столбце подтверждают, что оба супруга благополучно достигли цели. Далеко не всем так повезло. В транспорте было более 5000 человек, однако многие не перенесли тягот пути.  Из 1045 человек третьего отряда, в составе которого шел Фридрих, умерло 298, около 28,5%. Показатель смертности в этом отряде – самый высокий из всех известных, он в два с лишним раза превосходит среднюю величину. Возможно, причиной тому была эпидемическая вспышка, застигнувшая отряд на зимовьи.

Транспорт возобновил движение в мае 1767 г. и достиг Саратова приблизительно в июне-июле. Точнее сказать нельзя, потому что отряды многочисленного транспорта прибывали в Покровскую слободу, что напротив Саратова, по частям. Во всяком случае, 3 августа наши предки уже поселились в колонии Нидермонжу, где и закончились их странствия.

В переписи, проводившейся в конце 1767 г., видим Карла Раушенбаха, лютеранина, 25 лет, из Лейпцига, «из купцов», с женой Иоганной, 27 лет. Неточность указанного возраста не должна нас смущать, подобное случалось сплошь и рядом. Непонятно, почему наш предок причислил себя к купеческому сословию, не имея для этого никаких оснований. Выгод это никаких не сулило. Может быть, он сообщил, что на родине чем-то торговал (например, вразнос), а русский писарь для краткости произвел его в купцы? Самое же интригующее – имя супруги. Тут недостатка в гипотезах у нас нет. Первая гипотеза: ошибка писаря, такое бывало. Вторая гипотеза: полное имя жены Карла Фридриха – София Фредерика Иоганна, в переписи указано последнее из имен. Три имени – совсем не редкость, и как раз такое сочетание имен встречалось нам в различных документах того времени. Третья и последняя гипотеза: София Фредерика умерла по прибытии на Волгу, овдовевший Карл Фридрих нашел новую жену. Да, такое тоже случалось, и нередко. Хотя в транспортном списке София числится достигшей конца странствия, она могла впоследствии скончаться. Обстоятельства места и времени были таковы, что никто из колонистов не стремился вдовствовать вообще или хотя бы долго, повторные браки заключались при первой возможности.

rauschenbach_1767_650.jpg

К сожалению, сегодня мы не располагаем никакими инструментами для проверки этих гипотез. Разыскать место рождения Софии Фредерики Груне и установить, какие имена наречены были ей при крещении, пока не удалось. Предположение моего отца о том, что она имела какое-то отношение к семье Гейнриха Груне из Клёйча (см. «Записки»,  http://www.rauschenbach.ru/ru/zapiski-ve-raushenbaha), не подтвердилось. В исследованных нами церковных книгах тех общин, к которым приписана была эта семья и ее родственники/предки в период 1652-1772, удалось найти всех  родственников Гейнриха, но ни Софии, ни Софии Фредерики, ни Иоганны среди них не нашлось. Никаких дополнительных документов о жизни наших предков в России также не удалось найти, вполне возможно, что их и не было, или что они были уничтожены бандами Пугачева вместе с другими бумагами саратовской конторы опекунства.

Последнее доступное нам свидетельство о наших предках – дата рождения их сына, Иоганна Готфрида – 14 июня 1769 г. Она, в свою очередь, вычислена по дате его кончины: в церковной книге указано число лет, месяцев и дней жизни новопреставленного. Готфрид жил в Нидермонжу до 1792 г., затем перешел в Катариненштадт, где и скончался 12 января 1843 г.

В книге регистрации смерти указана конфессиональная принадлежность Иоганна Готфрида: реформат. Это достойно внимания, ведь отец его, как мы видели, был лютеранином. Просто так из лютеран в реформаты или наоборот никто из колонистов не переходил, все придерживались веры отцов. Можно предположить, что Карл и Иоганна ушли из жизни рано, и мальчик воспитывался приемными родителями. В Нидермонжу половина жителей были реформаты. Если мальчик с детских лет воспитывался в семье реформатов, то и конфирмован был наверняка как реформат. Может быть, по этой причине в нашем роду и не сохранилось никаких сведений о предках-первопоселенцах, приемные родители их сына вряд ли что знали. Одно только имя и сохранилось – Карл Раушенбах.

Впрочем, есть в семейном предании два неясных момента. Во-первых, с настойчивостью упоминается Орловское как место изначального поселения. В Орловском то ли предок, то ли сын его работал на мельнице. Переход в Катариненштадт тоже происходил якобы из Орловского.

Вторая легенда утверждает, что наш предок был конюхом у барона Борегарда.

Что тут можно сказать? Никаких Раушенбахов ни в одном из документов колонии Орловское нет. Ревизии 1767 и 1798 гг. указывают на Нидермонжу, а не на Орловское.

Барон Борегард никогда на Волге не появлялся. В то время, когда наш предок отправлялся в путь (рассматриваем интервал от венчания до прибытия в Кронштадт), барон жил в Петербурге. Между прибытием «Принца Карла» и отправлением на Волгу транспорта Дитмара прошло всего две недели, Карл Фридрих никак не успевал пойти в услужение к барону. Предполагать же, что Карл Фридрих успел послужить барону, скажем, в 1764 или 1765 году в его имении в Брокгаузене (Голландия), означает вторгаться в область чистой фантазии.

Но ведь нет дыма без огня, откуда-то взялись эти легенды. Вполне возможно, что в них звучат отголоски совсем другого семейного предания – приемных родителей Иоганна Готфрида. Может быть, когда-нибудь мы узнаем об этом больше…

Как бы мало ни знали мы о нашем предке, мы знаем главное: благодаря его смелому решению переменить участь и поискать счастья в России возник наш род российских Раушенбахов. И сегодня мы поздравляем всех многочисленных потомков Карла Фридриха Раушенбаха с нашим 250-летием!

 

Москва, 26.08.2016